Профориентационная работа
Целью профориентации учащихся общеобразовательной школы является формирование у них устойчивых мотивов самореализации в профессиональной деятельности с учетом общественных интересов и требований рынка труда. Особо значимой является проблема актуализации знаний учащихся о мире труда и профессий, приобретение адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях. Ориентация на профессиональный труд и выбор учащимися профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса, включая информационную иконсультационную работу, а также практическую деятельность по развитию склонностей испособностей школьников.
"Всероссийская профдиагностика" – это уникальная масштабная акция, которую проводит Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии" в рамках проекта по развитию системы ранней профориентации "Zасобой" во всех регионах России.
Реализация проекта включает:
-
онлайн-диагностику профессиональных склонностей старшеклассников
-
оперативное предоставление им обратной связи в виде индивидуальных отчетов
-
групповые онлайн консультации учащихся и родителей по интерпретации результатов, направлениям подготовки и перспективным профессиям будущего
Назначение методики "Профдиагностика"
Методика оценивает интересы, способности и личностные особенности школьников (9-11 классов). В результате диагностики учащиеся узнают свои профессиональные склонности, наиболее подходящие направления обучения (СПО и ВО) и будущие перспективные профессии. Комплекс "Профдиагностика" разработан на основе самых перспективных и востребованных в России профессий и специальностей с учетом списка "Топ-50".
ДОКУМЕНТАЦИЯ
Положение по профориентации МОУ Дмитриевская ОШ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Каталог интернет-ресурсов о профориентации
Адрес вэб-сайта |
Комментарий |
Сайт центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». На сайте можно найти информацию о профессиях, получить оперативные новости о днях открытых дверей и образовательных выставках, пройти экспресс-профориетационные тесты. На этом сайте содержатся тематические статьи по вопросам выбора профессии. Приводится описание большого количества профессий, которые по различным рейтингам являются наиболее востребованными на современном рынке труда. В отдельном разделе есть описания вузов, профильных школ, подготовительных курсов. |
|
Сайт центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский». На сайте содержится каталог профессий, тематические статьи о профессиях. На сайте учащиеся могут пройти профориентационные тесты, получить консультацию психолога, задать интересующие их вопросы на форуме. На сайте есть раздел для ответственных за профориентационную работу в школе. |
|
«E-xecutive.ru: справочник профессий». Раздел сайта «E-xecutive» содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и PR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи» и др. |
|
На сайте представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, квалифицированных по разделам. Кроме того, Учеба.ру – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию, содержащий информацию о лучших вузах, школах, лицеях, детских садах Москвы и России. Образование за рубежом, рейтинги учебных заведений и предложения от репетиторов. |
|
Официальный сайт проектов оргкомитета международных выставок «Образование и карьера – XXI век». |
|
«Российское образование». Сайт содержит ссылки на федеральные образовательные порталы, информацию о государственных образовательных стандартах, новости образовательных сайтов и сведения об основных мероприятиях в области образования. |
|
Информационно-поисковая система по вопросам образования в Москве и за границей. На сайте можно осуществить поиск учебных заведений по уровням образования, факультетам, специальностям, направлениям, методикам и др. |
|
«Открытый колледж. Мир знаний». Образовательный портал, включающий обучение школьников и курсы для профессионального образования. В проект также входят сайты: www.mathematics.ru,www.physics.ru, www.chemistry.ru, www.biology.ru, www.geography.ru,www.english.ru. На данном сайте школьники могут самостоятельно изучать основные предметы школьной программы, решать задачи, общаться виртуально с преподавателями и проходить тесты по школьным предметам. |
|
Неформальная интернет-газета об образовании в России и за рубежом, которая содержит информацию о вузах, книжный магазин, образовательные тесты, репетиционные версии вариантов ЕГЭ. |
|
Лайфак от Сбербанка. Основная цель этого дайджеста — познакомить с общим содержанием навыка умения учиться и дать представление о том, как его можно развивать |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА СТАРШЕКЛАССНИКАМ.
Выбор профессии:
-
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
-
Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
-
Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!".
-
Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
-
Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
-
Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
-
Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
-
Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
-
Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
-
Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
-
Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
-
Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
-
Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
КАК ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ (памятка для родителей)
Принятие решения о выборе профессии
Важнейшая задача – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этом этапе подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.
Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок. Знание их оградит молодого человека от лишних или неверных шагов, сэкономит время и поможет получить наиболее подходящую для него профессию.
Типичные ошибки при выборе профессии:
-
Выбор профессии «за компанию»
Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.
-
Выбор престижной профессии
В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).
-
Отождествление учебного предмета с профессией
Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.
-
Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится
К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.
-
Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии
Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).
-
Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии
Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.
-
Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах
Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.
-
Выбор профессии под давлением родителей
Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка:нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту;часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д.;еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.
Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.
Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:
-
Первый фактор – «Хочу» Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.
-
Второй фактор – «Могу» Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.
-
Третий фактор – «Надо» Узнайте, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.
1.Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2.Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3.Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
4.Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.