Меню сайта

Управление образования

Администрации

города Переславля – Залесского

 

ПРИКАЗ

13.05.2021 № 403/01-04

 Об утверждении нормативно-правовых

документов, регламентирующих

деятельность по профессиональной

ориентации в городском округе

г. Переславль-Залесский

на 2021-2024 годы.

В целях совершенствования деятельности по развитию системы профессиональной ориентации на основании Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16), Паспорта регионального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания регионального комитета от 14.12.2018 № 2018-2, в редакции от 27.03.2019 № 2019-1), решения Межведомственного совета по координации деятельности в области профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования (Протокол № 1 от 06.06.2019 г.)

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить комплекс мер территориальной модели профессиональной ориентации в муниципальных образовательных учреждений в городском округе город Переславль-Залесский на 2021-2024 годы, согласно Приложению 1.
  2. Утвердить комплекс мер по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников, обучавшихся по образовательным программам среднего и общего образования в муниципальных образовательных учреждений городского округа город Переславль-Залесский на 2021-2024 годы, согласно Приложению 2.
  3. Утвердить целевые показатели реализации мероприятий комплекса мер территориальной модели профессиональной ориентации в муниципальных образовательных учреждениях городского округа город Переславль-Залесский на 2021-2024 годы, согласно Приложению 3.
  4. Руководителям образовательных организаций активизировать работу по профессиональной ориентации.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

 

Заместитель начальника

Управления образования                                                 Р.Х. Каримов            

 

                                                   Приложение 1 к Приказу Управления

образования Администрации

г. Переславля-Залесского

№ 403/01-04 от  13.05.2021

 

Комплекс мер территориальной модели профессиональной ориентации в муниципальных образовательных учреждениях городского округа город Переславль-Залесский

 на 2021-2024 годы

 

В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока.

Профессиональная ориентация – это сложный, многоплановый, поэтапный процесс профессионального самоопределения человека и его становления в профессии с учетом актуальности рынка труда.

Профессиональная ориентация как направление практической деятельности служит двум основным целям:

  • социальной и экономической защиты личности, т. к. человек, выбравший профессию в соответствии со своими интересами, склонностями и возможностями, успешнее ее осваивает и скорее достигает ощутимых результатов как в профессиональном, так и в материальном аспектах;
  • укреплению экономической мощи государства за счет более рационального распределения и использования трудового потенциала страны.

Профориентация в школах должна быть направлена на выявление у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути.

Данные мониторинга профессионального самоопределения выпускников показывают следующее:

  • не у всех образовательных организаций имеются актуальные локальные акты, программы, планы  по профориентационной работе, решения педагогического совета, методического совета по вопросам профориентации, распоряжения, инструктивные письма по результатам проведенных мониторингов;
  • недостаточное количество предприятий, организаций, профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов), образовательных организации  высшего  образования, заключивших договора о сотрудничестве по вопросам организации профориентационной работы.
  • не достаточное количество обучающихся, оформивших  портфолио;
  • недостаточное количество обучающихся, в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в профориентационных мероприятиях различного уровня, в том числе форумах, конференциях, консультациях, конкурсах, конкурсах профессионального мастерства (JuniorSkills), проекте ранней  профориентации «Билет в будущее», всероссийских открытых уроках и др.;
  • недостаточное количество обучающихся, прошедших профессиональные пробы;
  • недостаточное  участие  обучающихся, принявших участие в экскурсиях на предприятия, организации, выставки в том числе виртуальные;
  • также выявлено слабое разнообразие проводимых образовательными учреждениями мероприятий.

Указанный фактор приводит к недостаточной подготовке школьников к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего, отсутствию либо недостаточности  знаний обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной профессиональной деятельности, отсутствию представления о существующих профессиях, специфике и условиях работы людей, представляющих эти профессии.

Для устранения выявленных в ходе мониторинга недостатков необходимо использование в профориентационной деятельности циклов профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационных игр (симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию)), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсий на предприятия города и области, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей; организация профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут попробовать свои силы в той или иной профессии и глубже познакомиться с ними, получить представление об их специфике, развивать в себе соответствующие навыки.

Реализация, запланированных мероприятий по развитию профессиональной ориентации обучающихся (в том числе инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) и содействию трудоустройству выпускников, обучавшихся по образовательным программам среднего и общего образования в городском округе город Переславль-Залесский Ярославской области усовершенствует возможности и условия реализации  профессиональной ориентации и содействия трудоустройству обучающихся с учетом социально-экономического развития и инвестиционных приоритетов региона.

Профессиональное самоопределение можно начинать в дошкольном возрасте., которое  формируется посредством знаний о труде взрослых, видах профессий. Свое выражение эти знания находят в сюжетно-ролевых играх детей. Используемые в системе дошкольного образования педагогические технологии позволяют развивать у детей интерес к профессиям, мотивацию к трудовой деятельности как к процессу в целом, так и к конкретной профессии; а формируемые навыки разговорной речи, иностранной речи, лепки, рисования, вокальные навыки и многие другие закладывают в ребенке возможность дальнейшего ускоренного освоения материала в ходе обучения в школе, раннего определения наличия интереса к разным видам деятельности и умение работать в коллективе. Безусловно, в этом возрасте профессиональное самоопределение включает тесную работу педагога с родителями.

Особенности профориентационной деятельности в разные периоды детства.

Период

Возраст

Профориентационная деятельность

Дошкольники

4–6 лет

-расширение представлений о мире профессий;

-организация экскурсии;

-проведение бесед и конкурсов;

-игры познавательного и развлекательного характера.

Младшие школьники

7–10 лет

(1–4 классы)

-формирование положительного отношения к труду;

-формирование  общих  представлений о современных профессиях;

-развивающие занятия;

-виртуальные экскурсии;

-встречи с представителями профессий;

-профориентационные игры;

-психологические тренинги.

Старшие школьники

10–14 лет

(5–7 класс)

-формирование базовых трудовых навыков;

-первичная диагностика интересов, особенной личности и способностей ребенка;

-формирование представлений о профессиональных знаниях и умениях;

-вовлечение обучающихся в активное творческое познание мира профессий;

-профессиональные пробы;

-виртуальные экскурсии;

-профориентационные игры;

-конкурсы рисунков.

Подростки

13–15 лет

(8–9 классы)

-диагностика профессиональных склонностей;

-профессиональные пробы;

-знакомство с содержанием профессий;

-виртуальные экскурсии;

-тематические летние школы и лагеря;

-индивидуальные психологические консультации;

-день самоуправления;

-лектории и семинары с родителями;

-экскурсии  на  предприятия,  в  учреждения  профессионального образования.

Юношеский возраст

16–17(18) лет

(10–11 классы)

-подготовка  к  выбору  профессии  внутри  выбранного профиля;

-формирование умений самостоятельного (мобильности) построения образовательного маршрута;

-формирование компетенций, соответствующих выбран- ной профессии;

-профессиональные пробы;

-стажировки;

-виртуальные экскурсии;

-тематические летние школы и лагеря;

-профориентационные игры.

Работа с каждой возрастной группой должна осуществляться через комплексное профориентационное сопровождение, целью которого является оказание высококвалифицированной психологической помощи людям в обретении активной позиции для решения задач профессионального самоопределения и построения карьерной траектории.

Цели и задачи по сопровождению профессионального самоопределения согласно Федеральным государствыееным образовательным стандартам:

Начальное общее образование. Cоздание основ для обоснованного профессионального самоопределения:

  • выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
  • накопление  информационной базы;
  • формирование ряда личностных качеств и умений; 
  • выявление и развитие интересов и способностей;
  • создание условий для приобретения опыта поисково-аналитической и практической деятельности.

Основное общее образование. Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению,  содействие осознанному выбору направления своей профессиональной деятельности и будущей профессии:

  • дальнейшее развитие ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
  • формирование ценностных оснований и критериев собственного профессионального самоопределения;
  • развитие способности к целеполаганию и выработке жизненных и профессиональных перспектив; 
  • расширение информационной основы для профессионального самоопределения; 
  • формирование ряда личностных качеств и умений;  
  • выявление и развитие интересов и возможностей, приобретение опыта поисково-аналитической и практической преобразовательной деятельности.

Среднее (полное) общее образование. Формирование субъекта образовательно-профессионального выбора, построение индивидуального проекта  личностного  и профессионального развития:

  • развитее  ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
  • формирование ценностных оснований и критериев  профессионального самоопределения; 
  • развитие способности к целеполаганию, выработка жизненных и профессиональных перспектив;
  • расширение информационной основы, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу  осознанного выбора будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
  • самопознание, выявление и развитие индивидуальных возможностей, получение опыта преобразовательной деятельности, создания личностно значимых образовательных продуктов.

Одним из результатов образования должно быть формирование у школьников личных качеств, мотивированных установок, которые способствовали бы саморазвитию и самореализации личности в его жизненном пути, профессиональной деятельности. Необходимо оказывать помочь молодому человеку сформировать интегрированное качество личностипсихологическую мобильность, обеспечивающую успешную адаптацию в динамически развивающемся обществе в условиях новой экономики государства. Такая задача не решается одним способом, требуется целый комплекс мероприятий и привлечение разных организаций и ведомств, в основе объединения которых должен лежать системноинтеграционный подход.

Родители и их дети

Управление образования

ВУЗы и ССузы

Муниципальные учреждения дополнительного образования

Центр занятости населения

Предприятия и организации

Муниципальные образовательные учреждения

Учреждения социокультурной сферы

   Рассмотрим каждый сектор более подробно.

В центре модели находится Управление образования Администрации города Переславля-Залесского как ключевого координатора между всеми элементами данной системы. Цель: организация профессиональной ориентации обучающихся городского округа город Переславль-Залесский.

Для повышения эффективности управления качеством образования необходимо наличие полного цикла управления.

.                Изображение10

  1. Родители и их дети.

Знакомство ребенка с миром профессий необходимо начинать с дошкольного возраста, когда ребенок впервые интересуется, кем работают его родители, родные, узнает производственные особенности некоторых профессий. Родители принимают непосредственное участие в выборе профессий.

  1.  Муниципальные учреждения дополнительного образования: МУ ДО ДЮСШ, МУ ДО “ДЮСШ-2”, МУ ДО “Станция юных туристов”, МУ ДО “Перспектива”, МУ ДО “Ювента”, МУ ДО Берендеевский ЦДТ, МУ ДО Нагорьевский ЦДТ, МУ ДО Кубринский ЦДТ. Основная цель: развитие задатков и способностей ребенка, формирование навыков практической деятельности.
  2. Муниципальные образовательные учреждения города: дошкольные образовательные учреждения,  учреждения общего образовательныя. Основная цель данной единицы в системе – это взаимодействие и сотрудничество.
  3. Центр занятости населения. Возможность получить развернутую информацию о рынке труда как в целом по округу, так и в отдельных муниципальных образованиях; повышение мотивации к поиску работы, переподготовке, профессиональному обучению граждан в соот- ветствии с требованиями современного рынка труда. Основная цель: информационно- просветительская работа, проведение профессиональных диагностик.
  4. Учреждения социокультурной среды: МУК "Дом культуры г. Переславля-Залесского", ФОК «Чемпион», учреждения МУК Централизованной библиотечной системы, ГУК ЯО «Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный музей-заповедник», ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро», МУ «Молодежный центр», а также Центр досуга и отдыха «Оскар» и другие культурно развлекательные и спортивные комплексы. Основная цель: формирование социокультурных компетенций.
  5. Предприятия и организации: ООО "Рос Ярпак", ЗАО "Завод "ЛИТ" , ЗАО "Полиэр", ООО Газпром трансгаз Ухта Переславское УЛМП, ЗАО им Ленина, предприятие "СЕВЕРМАШ", фабрика сантехники "Цвет и Стиль", ООО "Золотой шеврон", пожарная часть № 28 г. Переславль-Залесский, ОАО "Лесоохотничье хозяйство "Лось", МУ "Молодежный центр" г. Переславль-Залесский, "Телеканал Переславль", почтовое отделение связи «Дмитриевское» и другие. Основная цель: проведение экскурсий, информационная работа.
  6. Учреждения высшего и среднего профессионального образования: ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского и другие средне профессиольные образовательные учреждения, а также учреждения высшего образования, расположенные в других городах. Основная цель: выбор подходящей специальности под интересы, способности и личностные качества ребенка; учреждения среднего и высшего образования могут выступать посредниками между ребенком и работодателем.

Таким образом, ожидаемыми результатами реализации предложенной системы могут стать:

  • обеспечение доступности и качества базовых профориентационных услуг, для школьников и молодежи города и района, особенно для молодых людей, впервые стоящих перед выбором профессии;
  • повышение профориентационной культуры населения, повышение ценности профориентационных услуг;
  • изменение профессиональных ориентаций самоопределяющегося населения города и района, особенно молодежи, в сторону более рационального, соответствующего запросам рынка, выбора уровня профессионального образования, специальности/профессии и типа профессиональной карьеры.

Конечной целью работы по сопровождению профессионального самоопределения вы- ступает согласование интересов и потребностей граждан с приоритетами социально- экономического развития региона.

Таким образом, перед обществом стоит вопрос огромной важностисоздание системы социальных мер, направленных на оказание помощи людям в профессиональном определении. В современных условиях развития российского общества назрела острая необходимость в объединении усилий административных ведомств, образовательных учреждений и производственных структур в организации процесса формирования личностных ценностей учащихся и их профессиональных интересов в выборе профессиональной карьеры.

 

Приложение 2 к Приказу Управления

образования Администрации

г. Переславля-Залесского

№ 403/01-04 от  13.05.2021

 

Мероприятия комплекса мер территориальной модели профессиональной ориентации в муниципальных образовательных учреждениях городского округа

 город Переславль-Залесский  на 2021-2024 годы

№ п/п

Мероприятия

Ответственный исполнитель

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

Разработать примерный план деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.

ООО

V

V

V

V

2

Заключить (обновить) договоры образовательных учреждений с предприятиями, организациями о взаимодействии, сотрудничестве по реализации профориентационной работы

ООО

 

V

V

V

V

3

Проведение профориентационных мероприятий с учетом межведомственного взаимодействия/ с различными предприятиями, ОО, центрами профориентационной работы, практической подготовки и др.

ООО

V

V

V

V

4

Обеспечить информационное освещение ключевых событий по профессиональной ориентации обучающихся  в средствах массовой информации и интернет ресурсах.

ООО

V

V

V

V

5

Обеспечить участие обучающихся

5 – 11-х классов общеобразовательных организаций, в том числе детей с ОВЗ, в профориентационных мероприятиях

ООО

V

V

V

V

6

Провести  мастер-классы  по использованию в образовательном процессе комплекта профориентационных игр «Экономика региона»

ООО

V

V

V

V

7

Обеспечить просмотр обучающимися 1-11 классов Всероссийских открытых уроков (онлайн уроков), реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию.

ООО

V

V

V

V

8

Обеспечить участие обучающихся

6 – 11-х классов в проекте «Билет в будущее» (при условии участия региона в проекте)  http://bilet-help.worldskills.ru.

ООО

V

V

V

V

9

Обеспечить участие  во  всероссийском конкурсе «Здесь нам жить!»

ООО

ОДО

V

 

 

V

10

Обеспечить участие  разных категорий обучающихся в профориентационном мероприятии «Скажи профессии «Да!» для обучающихся 9-х классов, родителей (законных представителей), педагогических работников (при условии участия региона в проекте).

ООО

 

V

V

V

V

11

Организовать экскурсии на промышленные предприятия Ярославской области (в офлайн и онлайн форматах) для обучающихся (в том числе для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ), в том числе в рамках акции «Неделя без турникетов», мероприятия «День промышленности Ярославской области» (при условии проведения данных мероприятий)

ООО

V

V

V

V

12

Организовать встречи с работодателями (презентации,конференции,стажировочные площадки и др.) для разных категорий обучающихся.

ООО

V

V

V

V

13

Обеспечить участие  в  конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia Juniors, JuniorSkills

ООО

 

 

 

 

14

Обеспечить знакомство обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) с современными учебными и рабочими местами во  время проведения региональных и национальных чемпионатов по профессиональному мастерству Молодые профессионалы (WorldSkills Russia, WorldSkills Russia Juniors, JuniorSkills, Abilympics)

ООО

V

V

V

V

15

Обеспечить проведение занятий по дополнительному образованию детей в сфере инженерно-технического творчества.

ООО

V

V

V

V

16

Провести мероприятия по вовлечению обучающихся в предпринимательскую деятельность (фестивали, проекты, олимпиады, турниры, профориентационные игры и т.д.)

ООО

V

V

V

V

17

Обеспечить учёт достижений одарённых детей и их педагогов-наставников

ООО

V

V

V

V

18

Обеспечить временную занятость учащихся, в том числе посредством включения их в работу добровольческих организаций, реализацию  летний каникулярный, волонтёрских и социокультурных проектов

ООО

V

V

V

V

19

Организовать и провести в период каникулярного отдыха профильные смены для детей в организациях отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

МУ Центр «Орленок», ММС

V

V

V

V

20

Обеспечить проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения  обучающихся

ООО

V

V

V

V

21

Обеспечить консультирование обучающихся разных категорий в том числе с инвалидностью и с ОВЗ по вопросам выбора профессий, сферы деятельности, профессионального обучения и развития, в том числе с использованием диагностики, тестирования

ООО

V

V

V

V

22

Провести мониторинг деятельности по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования

УО

V

V

V

V

23

Участие в мониторинге профессиональных планов и уровня готовности старшеклассников   общеобразовательных организаций Ярославской области к профессиональному  выбору

ООО

V

V

V

V

24

Обеспечить учет обучающихся, получающих дополнительное образование в кружках (секциях) профильной или предпрофильной направленности

ООО, ОДО

V

V

V

V

25

Обеспечить учет обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/по профилю

ООО

V

V

V

V

26

Обеспечить учет обучающихся, охваченных профориентационной диагностикой

ООО

V

V

V

V

27

Обеспечить учет числа экзаменов в форме ЕГЭ (коэффициент выбора), сдаваемых отдельными выпускниками, результаты которых могут быть ими использованы для поступления в ВУЗы

ООО

V

V

V

V

28

Обеспечить учет выпускников 11 класса, успешно преодолевшим порог ЕГЭ по трем и более предметам, необходимым для поступления в ВУЗы

ООО

V

V

V

V

29

Обеспечить учет обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации по программам среднего общего образования

ООО

V

V

V

V

30

Обеспечить учет выпускников 9 классов, выбравших продолжение образования в ПОО и проходивших государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности ПОО, выбранной для продолжения образования

ООО

V

V

V

V

31

Обеспечить учет обучающихся, поступивших в ПОО и ВО по профилю обучения

ООО

V

V

V

V

32

Обеспечить учет обучающихся, участвующих в конкурсах профессионального мастерства.

ОДО

V

V

V

V

33

Обеспечить освоение обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ, в том числе с использованием дистанционных технологий

ООО, ОДО

V

V

V

V

34

Организовать и провести «Уроки доброты» по пониманию «инвалидности» в общеобразовательных организациях

ООО

V

V

V

V

35

Проведение мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности обучающихся

ООО

V

V

V

V

36

Организовать и провести «Дни открытых дверей» для детей 5-18 лет в том числе для детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (при наличии возможности)

ОДО

V

V

V

V

37

Организовать и провести групповые занятия, тренинги по профориентации, в т.ч. по нозологическим группам в рамках уроков, занятий по внеурочной деятельности, дополнительному образованию

ООО

ОДО

V

V

V

V

 

 

Приложение 3 к Приказу Управления

образования Администрации

г. Переславля-Залесского

№ 403/01-04 от  13.05.2021

 

 Целевые показатели реализации мероприятий комплекса мер территориальной модели профессиональной ориентации в муниципальных образовательных учреждениях городского округа город Переславль-Залесский на 2021-2024 годы.

 

№ п/п

Целевые показатели

Ответственный исполнитель

Единица измерения

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

1

Доля образовательных организаций, разработавших план деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся

ООО

процент

100

 

100

 

 

100

 

 

100

 

2

Доля образовательных организаций,  заключивших (обновивших) договоры  с предприятиями, организациями работодателями о взаимодействии, сотрудничестве по реализации профориентационной работы

ООО

 

процент

90

100

100

100

3

Охват обучающихся, получающих дополнительное образование в кружках (секциях) профильной или предпрофильной направленности

ООО

ОДО

ДОО

процент

76

77

78,5

80

4

Доля обучающихся, изучающих учебные предметы на углубленном уровне/по профилю

ООО

процент

100

 

100

 

 

100

 

 

100

 

5

Доля обучающихся, охваченных профориентационной диагностикой в том числе детей с ОВЗ

ООО

процент

70

 80

90

100

6

Доля выпускников 11 класса, успешно преодолевшим порог ЕГЭ по трем и более предметам, необходимым для поступления в ВО.

ООО

процент

71

70

70

70

7

Доля числа экзаменов в форме ЕГЭ (коэффициент выбора), сдаваемых отдельными выпускниками, результаты которых могут быть ими использованы для поступления в ВО.

ООО

процент

 

49

45

45

45

8

Доля обучающихся, выбравших предметы, соответствующие профилю обучения для сдачи итоговой аттестации по программам среднего общего образования.

ООО

процент

49

70

70

70

9

Доля выпускников 9 классов, выбравших продолжение образования в ПОО и проходивших государственную итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности ПОО, выбранной для продолжения образования.

ООО

процент

23

25

25

25

10

Доля обучающихся, поступивших в ПОО и ВО по профилю обучения

ООО

 

процент

50

50

50

50